А-ШИБУРИ — японское название разновидности складного батика.
АЭРОГРАФ — прибор для равномерного разбрызгивания краски. Может быть заменен пульверизатором или автомобильными аэрозолями.
БАГЕТ — рейка со сложным профилем для изготовления рам.
БАН-ДАН — индийское название разновидности узелкового батика — техники крашения ткани.
БАТИК — способ украшения ткани с помощью расплавленного воска. Родиной его считается Индонезия. В настоящее время словом батик обозначают практически все виды ручной росписи ткани.
ВОДЯНАЯ БАНЯ — устройство из двух подходящих по размеру емкостей: в большую наливается вода, во вставляемую в нее меньшую кладется нужное вещество, которое нужно поддерживать при постоянной температуре, не доводя до кипения. Используется для приготовления резерва и поддержания в горячем состоянии восковой массы для «горячего» батика.
ВОРОНКА — металлическая конус на теплоизолирующей ручке и с узким отверстием внизу конуса. Применяется в «горячем» батике как аналог древнего прибора «тьянтинг».
ВОСК, ВОСКОВАЯ МАССА — специальный резервирующий состав для «горячего» батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве одного из компонентов. Восковая резервирующая масса для краткости часто называется воском.
ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА — желтый, синий, красный и зеленый; главными называются потому, что все остальные цвета цветового круга являются их производными.
ГРУНТОВКА — покрытие ткани специальным составом для меньшего впитывания красителя. Применяется чаще всего при свободной росписи.
ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ — способ расположения на плоскости декоративных элементов, их взаимосвязь.
ЗАГУСТКИ — специальные прозрачные пасты, к которым добавляют краситель и тем самым приготовляют пасты для печатания.
ЗАПАРИВАНИЕ — процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара.
ЗАРИСОВКА — стилизованное изображение природной или иной формы в целях дальнейшего использования в создании композиции.
КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные на противоположных концах диаметров цветового круга.
КРАКЛЕ — сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего батика. Иногда создается специально и используется как отдельный эффект.
КУБОВАЯ НАБОЙКА — получила свое название от куба — чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.
КУПОН — расположение орнамента на ткани вдоль одного края полотна с постепенным переходом в фон; иногда имеет отклик на противоположной стороне полотна.
МОТИВ — основной элемент построения орнамента или декоративной композиции. В последней часто является композиционным и эмоциональным центром.
МОЧЕВИНА — химическое вещество, удобрение. В росписи ткани используется для создания специального эффекта.
НАБОЙКА — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.
ОБВЯЗКИ — веревки или шнуры, с помощью которых в узелковом батике создается узор путем перетягивания и обвязывания некоторых участков ткани.
ОБНОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ — сокрытие различных дефектов с помощью аппликации, росписи отдельных участков, узелкового крашения.
ОГУРЦЫ — мотив, пришедший из Индии, часто встречается в шалях и тканях традиционного направления. Представляет собой овальную форму с одним вытянутым и загнутым концом. Часто рисунок контура выполняется в виде гирлянды цветочных форм.
ПАЛАНТИН — широкий шарф, накидка из ткани или меха.
ПАННО — декоративная композиция, часто заключенная в раму. Служит эмоциональным и композиционным центром интерьера.
ПОДРАМНИК — рама под холст или ткань. Основной особенностью является то, что все планки имеют с внутренней стороны скос в направлении сверху-снаружи-вниз-внутрь. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы.
ПОДСВЕТКА — прием, позволяющий проверить замкнутость контура в холодном батике, а также способ перевода рисунка на ткань.
ПРИСЫПКА СУХИМИ КРАСИТЕЛЯМИ — один из дополнительных эффектов в росписи ткани.
ПРОМЫВКА УЧАСТКА РОСПИСИ — удаление красителя с неправильно расписанного участка ткани с помощью большого количества воды или с использованием спирта.
ПЯЛЬЦА — круглая рамка для вышивания, состоящая из двух частей. В росписи используется в качестве рамки для небольших работ круглой формы. Ткань расписывают в пяльцах, тонируют наружную часть пялец и готовое панно вешают на стену.
РАППОРТ — минимальная площадь повторяющегося рисунка. В него входят сам мотив и расстояние до другого мотива. Повторение раппорта образует раппортную сетку.
РЕЗЕРВ — краткое название для резервирующей массы в холодном батике.
РОДСТВЕННО-КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные в половине круга.
РОДСТВЕННЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные в одной четверти цветового круга.
РОСПИСЬ ПО-СЫРОМУ — роспись по влажной ткани или бумаге, что дает возможность смешивать цвета непосредственно на ткани и придает работе акварельность, мягкость цветовых переходов.
СОЛЕВАЯ ТЕХНИКА — нанесение соли на отдельные части рисунка, один из способов создания дополнительного эффекта в росписи.
СУХАЯ КИСТЬ — один из приемов работы щетинной кистью, на которую набирается меньшее количество краски или восковой смеси (в батике), что позволяет каждой ворсинке провести собственную линию, отдельную от других.
ТАМПОН — изготовленный из ваты или поролона инструмент для росписи больших плоскостей фона; ватно-марлевый тампон для переноса рисунка на ткань способом припороха.
ТРУБОЧКИ — стеклянные трубочки с загнутым концом и резервуаром в нижней трети — инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика.
ТУАЛЬ — сильно блестящий натуральный шелк, часто используемый для изготовления шарфов.
ТЬЯНТИНГ, ТЬЯНТИН — варианты написания названия индонезийского прибора для восковой росписи — чантинга.
УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК — способ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор.
ФЛАКОНЫ для резерва — пластмассовые флаконы с тонкой насадкой. Могут быть специальные флаконы фирмы «Гутта» с уже готовым резервом, пустые или флаконы из-под бензина для зажигалок.
ШИТЫЙ БАТИК — условное название разновидности узелкового батика. Ткань собирается на нитку, как при наметывании, по линии узора и сильно стягивается. Краситель не проникает в образовавшиеся мелкие складки, и после крашения получается узор.
ЭСКИЗ — предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы все детали. В окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину. источникhttp://city.is74.ru/forum/showthread.php?t=373639&page=1