Перегородчатая эмаль |
Перегородчатая эмаль
Русская эмаль! И в воображении возникают нарядные ларцы, чаши, кубки из золота и серебра, разнообразные ювелирные изделия, украшенные изысканными яркими узорами,
спорящими по чистоте и прозрачности фонов с драгоценными камнями искусной огранки.
Появилась эмаль около 1400 г. до н. э., как считают, на Кипре. Но и Древний Египет, Китай, Япония, другие азиатские страны с давних пор славились изделиями, украшенными эмалью. Знамениты эмали грузинские. В Западной Европе наиболее известны французские (лиможские). Знала эмаль и Древняя Русь.
Эмалью украшались самые разнообразные дорогостоящие изделия, предметы культового назначения — потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг; широко применялась она для декорирования предметов дворцового и парадного обихода — государственных регалий, головных уборов, оружия, костюмов, драгоценных изделий. Встречается она и на более дешевых бытовых предметах — серьгах, кольцах, крестиках, коробочках, часто сделанных из меди.
Основу эмали составляет стекловидный сплав — «плавень» — пережженные олово и свинец, смешанные с толченым стеклом, добавками поташа, натрия, серы. Цвет эмали придают различные окислы металлов. Коричневый и черный цвет достигался введением окислов железа, зеленый — медных и железных окислов, голубой — медных, красный — свинцовых и медных, широко распространенный молочный цвет придавала окись цинка.
Существует много разновидностей эмалей — выемчатая (по литью и резьбе), перегородчатая (эмаль по сканому орнаменту), сквозная или прозрачная (ее называют также просвечивающей или «оконной») и, наконец, живописная (расписная эмаль).
Перегородчатой эмалью украшали детали парадных и головных уборов, колты (род парадных подвесок), диадемы, нашивные бляшки, а также церковную утварь, облачения, образки…
В XVIІ столетии эмаль широко стала применяться для украшения предметов домашнего обихода — посуды, ларцов, коробочек, чернильниц, а на рубеже XVII-XVIII столетий появляется совершенно особый и самостоятельный раздел в истории русской эмали — живописная, главным образом, портретная светская миниатюра на финифти. Явные преимущества перед миниатюрой на кости или бумаге — яркость и прозрачность красок, богатая палитра, относительная долговечность произведения — привлекли к ней особое внимание.
Ledidans
Рубрики: | искусство История вещей |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |