-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ledidans

 -я - фотограф

¬€заные игрушки - схемы

¬€заные игрушки - схемы¬€заные игрушки - схемы¬€заные игрушки - схемы¬€заные игрушки - схемы¬€заные игрушки - схемы¬€заные игрушки - схемы¬€заные игрушки - схемы¬€заные игрушки - схемы¬€заные игрушки - схемы

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.08.2010
«аписей: 5395
 омментариев: 2072
Ќаписано: 9521


Ѕумажна€ деревн€

¬торник, 24 январ€ 2012 г. 11:51 + в цитатник

¬ладелец первого в  итае бумажного музе€ мечтает превратить почти утраченное искусство ручного изготовлени€ бумаги в преуспевающий бизнес. ѕока повторное изобретение бумаги особой прибыли не приносит.



“онкие полоски коры «бумажной шелковицы» — начальное сырье дл€ производства бумаги по традиционному китайскому рецепту.

¬се предки ћа ёнци делали бумагу. » все его односельчане тоже — с династии ’ань, то есть уже не менее одной тыс€чи восемьсот лет. “ак продолжалось вплоть до конца 70−х годов прошлого века, когда буквально в один день ручной труд вытеснили машины. «√овор€т, из нашей деревни Ѕэйчжань происходит сам ÷ай Ћунь (по официальным данным он родилс€ в городе Ћэй€н, провинци€ ’унань – «Ёксперт»), который изобрел бумагу в первом веке нашей эры, у нас даже есть небольша€ кумирн€ в его честь», — говорит «Ёксперту» ћа ёнци.


ѕервый этап — полоски коры сутки вымачивают в специальном бассейне.

—емь лет назад ћа открыл музей бумаги на могиле ÷ай Ћун€ в уезде ’аньчжун, в двухстах километрах от древней столицы  ита€ —иан€. ћа вложил миллион юаней в строительство нескольких павильонов, поиск и изготовление традиционных орудий дл€ производства бумаги, обучение персонала. ≈му удалось до мельчайших деталей восстановить древний процесс изготовлени€ бумаги, который, впрочем, почти не изменилс€ за последние две тыс€чи лет. Ќа выходе получаютс€ шероховатые листы желтоватого цвета, которые любой желающий может приобрести в музейной лавке — два юан€ за маленький и п€ть за большой.

—мотритель музе€ ’ань „жиюань дарит мне целую пачку. «ћы думаем не столько о выгоде, сколько о просвещении, — говорит он, — многих пускаем без билетов, раздаем сувениры». Ќа обшарпанном билетном киоске действительно висит табличка «—олдатам — бесплатно». ’оз€ин музе€ хочет вернуть своей малой родине славу бумажной столицы  ита€ и сделать из ручного производства бумаги прибыльный современный бизнес.
–одина бумаги



«атем их восемь часов сушат в печи на сильном огне.

ћа училс€ делать бумагу у отца, которому это искусство преподал дед. ƒеревн€ Ѕэйчжань была известна по всему  итаю, сюда за бумагой приезжали и из ѕекина, и из Ўанха€. «¬ 50−х годах прошлого века в деревне проживало около восьми тыс€ч человек, один мастер мог сделать тыс€чу листов бумаги в день, которые продавались по одному фэню (сота€ часть юан€) за штуку», — вспоминает ћа. ¬ день деревн€ производила пор€дка 200 тыс. листов, в мес€ц — около 6 млн. ¬се это — без применени€ машин, с помощью всего нескольких приспособлений, придуманных еще ÷ай Ћунем около двух тыс€ч лет назад. —прос на бумагу превышал предложение, поэтому деревн€ была зажиточной, а листы бумаги иногда выполн€ли функцию альтернативной валюты — на них можно было купить еды, выпивки или даже какую-то домашнюю утварь.



ѕолучившуюс€ массу раскатывают каменным жерновом на круге в течение шести часов.

Ѕумажный бизнес в деревне умер в конце 70−х годов после начала промышленного производства — кресть€не не выдержали конкуренции. «а п€тнадцать лет все оборудование пришло в полную негодность, часть была просто сломана и выкинута — ћа это вы€снил в середине 90−х, когда, будучи главой партийной €чейки в деревне, решил попытатьс€ восстановить заброшенный промысел. «¬ это врем€ в —иане прошла международна€ конференци€ по ручному производству бумаги, на которой наша деревн€ была официально признана одной из родоначальниц этого дела», — вспоминает он.

–ешение пришло неожиданно, примерно в то же врем€ государство начало восстанавливать мемориал изобретателю бумаги ÷ай Ћуню, полностью уничтоженный во врем€ «культурной революции». ¬ результате мемориал разделили на две части — государственную с могилой ÷ай Ћун€ и павильоном, рассказывающим о его жизни, и частную, не то с музеем бумаги, не то с ее кустарным производством. «ќт государства € помощи не получал, оно посчитало, что у мен€ и так достаточно денег», — смеетс€ ћа ёнци.



«атем будущую бумагу опускают в специальный погреб вместе с раствором извести и снова сушат в печи.

ћа его сложно назвать китайским нуворишем, скорее можно отнести к сианьскому среднему классу — он работает в строительной компании, ездит на собственной машине, давно нуждающейс€ в ремонте. ѕервым мастером в музее стал его отец, затем он передал дело ученикам. « онечно, у нас качество бумаги хуже, чем у него, там, где мы сделаем тридцать листов, насто€щий мастер старой школы изготовит п€тьдес€т», — говорит ’ань „жиюань.
“ехнологи€ производства

Ќасто€щую бумагу «по рецепту ÷ай Ћун€» изготавливают из коры только одного дерева — бумажной шелковицы (научное название — Broussonetia papyrifera). “ака€ бумага может хранитьс€ не одну сотню лет. ѕоскольку —иань долгое врем€ был одним из центров бумажного производства в  итае, вокруг него были разбиты огромные плантации этих деревьев, которые поддерживаютс€ до сих пор. —ейчас кора этого дерева используетс€ и в машинном производстве дорогой бумаги дл€ каллиграфии.  итайцы считали шелковицу удивительно «щедрым» деревом — из ее коры делали бумагу, листь€ измельчали и пускали на корм скоту, а древесину использовали дл€ обогрева и приготовлени€ пищи.



ѕ€тый этап — полуфабрикат прессуют специальным молотом с ножным управлением, а затем режут на полоски двуручным ножом.

—ам процесс изготовлени€ бумаги занимает больше недели и требует участи€ четырех-п€ти человек. —начала порезанную на тонкие полоски кору на 24 часа опускают в специальный бассейн — древесные волокна должны разм€гчитьс€. ѕосле этого полоски кладут в печь, где они сушатс€ на сильном огне восемь часов. ѕолучившуюс€ массу раскатывают каменным жерновом на круге в течение шести часов. «атем будущую бумагу опускают в специальный погреб вместе с раствором извести, а потом вновь сушат в печи. ƒалее полуфабрикат прессуют специальным молотом с ножным управлением, а затем режут на полоски двуручным ножом.

ѕосле этого полоски вновь кладут в воду, где их трамбуют дерев€нным валиком в течение суток. «атем получивша€с€ «бумажна€ каша» попадает в последний в своей жизни бассейн, из которого выходит уже почти готовой бумагой. Ёто самый ответственный процесс, мастер специальной решеткой просеивает воду: секрет заключаетс€ в том, чтобы суметь расположить клейкую массу по сетке равномерно. Ћисты складываютс€ вместе, после чего из них дерев€нным прессом выжимаетс€ вода, и они вновь вручную отдел€ютс€ друг от друга. ѕоследн€€ стади€, сушка, проходит на гладкой стене, иногда с подогревом — зимой внутрь стены сквозь специальное отверстие закладываетс€ хворост.
Ѕизнес на ÷ай Ћуне



ѕолоски вновь кладут в воду, где их трамбуют дерев€нным валиком в течение суток

¬ музее производство бумаги запускаетс€ несколько раз в мес€ц в зависимости от спроса на нее, количества туристов, наличи€ сотрудников и других факторов.  ору шелковицы покупают в специализированных хоз€йствах по четыре юан€ за килограмм, из двух килограммов сырь€ получаетс€ около килограмма бумаги — это пор€дка 600 листов. ƒеньги музей зарабатывает на входных билетах по 25 юаней каждый и продаже бумаги. —егодн€ в мес€ц удаетс€ реализовать не более 5 тыс. листов. „асть покупают туристы в качестве сувениров, часть отправл€етс€ почтой мастерам каллиграфии, которые люб€т бумагу ћа за «особое чувство при соприкосновении бумаги с кисточкой».

√одовую прибыль ћа оценивает в 100 тыс. юаней, по китайским меркам это не бизнес, особенно учитыва€ значительные инвестиции на начальном этапе. ћешают высокие производственные расходы. ¬ его родной деревне в последние три года несколько семей также решили зан€тьс€ изготовлением бумаги, но не из коры шелковицы, а из бумажных отходов. —ебестоимость такого листа составл€ет меньше 0,1 юан€, дл€ ћа же каждый лист обходитс€ в 0,5 юан€, и это с учетом очень дешевой рабочей силы — управл€ющий музеем ’ань, к примеру, получает всего 1000 юаней в мес€ц.



«атем «бумажна€ каша» попадает в последний в своей жизни бассейн.

Ќо ћа не хочет идти на компромиссы по качеству. ќн даже планирует запустить производство более дорогой, коллекционной, бумаги. —егодн€ в  итае всего четыре места, где пытаютс€ делать бумагу по традиционной технологии и из предназначенного дл€ этого сырь€, поэтому ћа уверен, что рынок дл€ его бумаги есть. ¬ рекламе ћа собираетс€ использовать им€ ÷ай Ћун€. ¬  итае к изобретателю бумаги относ€тс€ с огромным почтением, об этом свидетельствуют хот€ бы размеры его надгроби€ — сегодн€ это огромный холм, заросший травой. «¬  итае есть традици€, когда люди принос€т землю на могилу, чтобы показать свое уважение к покойному.  огда ÷ай Ћун€ похоронили, надгробие было совсем маленьким, но за сотни лет оно увеличилось многократно», — рассказывает «Ёксперту» сотрудница музе€ Ћи  э.

—егодн€ в музей с мемориалом приходит чуть более ста человек в день, но посещаемость растет с каждым мес€цем. ¬ прошлом году ’аньчжун стал частью одной из самых важных китайских скоростных автотрасс — из ѕекина через —иань в столицу —ычуани „энду и дальше, до самого  уньмин€ на юго-западе  Ќ–. ¬ музее надеютс€, что это приведет к увеличению числа туристов. Ќа соседнем пике ÷€ньлинь уже сейчас активно развиваетс€ туристический бизнес, гр€да раздел€ет  итай на южную и северную части, и ’аньчжун гордо носит звание самого северного города юга  ита€.



¬осьмой этап — самый ответственный. ћастер специальной решеткой просеивает воду, секрет заключаетс€ в том, чтобы суметь расположить клейкую массу по сетке равномерно.

ћа признает, что его продукци€ внешне проигрывает изготовленной на современном заводе. ќна не така€ ровна€ и при€тна€ на ощупь, листы хоть немного, но отличаютс€ друг от друга — неровными кра€ми, плотностью, оттенком желтого цвета. Ќо в этом он видит и свое главное преимущество. —егодн€, когда мир все больше отказываетс€ от бумаги в пользу электронных носителей, бумага постепенно вновь превращаетс€ в роскошь, которую используют лишь дл€ особых случаев. ј в  итае с его традицией каллиграфии недостатка в насто€щих ценител€х хорошей бумаги никогда не было и не будет.

ѕекин-—иань-’аньчжун

ћарк «авадский, собственный корреспондент журнала «Ёксперт»в √онконге.
Ledidans

 

–убрики:  ремЄсла и различные техники
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку